Кто может привлечь страховщика к ответу
Один из самых интересных моментов в системе ОСАГО, действующей на территории России - отсутствие единого органа, занимающегося урегулированием спорных моментов между страхователем и страховщиком, и это создает автолюбителям определенные сложности. Многие просто не знают, куда жаловаться на страховую компанию при нарушении прав страхователя.
В первую очередь, вы должны попытаться урегулировать спор непосредственно с вашим страховщиком, а уж если "по-хорошему" договориться не удалось, нужно обращаться в надзорные органы.
В настоящее время, в зависимости от случая, ситуацию могут рассматривать:
- Российский союз автостраховщиков (РСА);
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- Роспотребнадзор;
- Банк России;
- прокуратура;
- суд.
Как видим, запутаться здесь не мудрено, но мы постараемся максимально подробно разъяснить, кто должен защищать ваши права в конкретной ситуации.
Какие бывают ситуации, и кто в них защищает права автолюбителя
РСА - первая инстанция, которая поможет вам в рассмотрении подавляющего большинства жалоб на неправомерные условия договора и нарушение различных пунктов соглашения между страховщиком и страхуемым.
Следующая инстанция - Роспотребнадзор. У этого органа нет полномочий по контролю соблюдения законодательства об ОСАГО, однако именно он защищает вас как потребителя услуги. То есть, здесь вам помогут только в случаях, когда затронуты ваши интересы как физического лица, использующего ОСАГО для личных целей (не для предпринимательства или иной коммерческой деятельности). А вот в РСА такого ограничения нет.
Банк России, прокуратура или ФАС рассматривают жалобы, связанные с ограничением доступа к страховым услугам. Это и отказ в продаже или продлении полиса, и случаи навязывания дополнительных страховых опций. Правда, для этого вам обязательно нужно будет добиться от страховщика письменного отказа в предоставлении услуги. В противном случае, жалоба просто не получит хода.
И, наконец, суд. Как и прокуратура, он не имеет ограничения ни по вопросу обжалования, ни по кругу лиц. Обратиться может как физическое, так и юридическое лицо по любому вопросу - как в плане возмещения ущерба, так и по вопросам нарушения права доступа к услуге.
Обязательно отстаивайте свои интересы, не нужно бояться неудачи. Просто обратитесь к профессиональному юристу, и он возьмет на себя все вопросы, связанные с защитой ваших прав. Мы с 2008 года отстаиваем интересы автолюбителей в спорах со страховыми компаниями и иных ситуациях, требующих юридической поддержки. Приходите в любое из более чем 40 наших представительств в Москве и МО или просто позвоните нам. И наши специалисты обязательно помогут вам найти наилучшее решение спора.